Хотите переложить ответственность?

Однодневки

В законодательстве нет определения понятия фирмы – «однодневки». Вместе с тем, обобщая практику применения данного термина, можно сказать, что фирма – «однодневка» — это юридическое лицо, создаваемое исключительно с целью уклонения от уплаты налога либо в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.

Именно такое понятие было использовано и при введении уголовной ответственности (статья 173.1, 173.2 Уголовного Кодекса РФ).

Анализируя те признаки, которые были названы выше, можно сказать, что к таким фирмам Ваш контрагент будет отнесен в том случае, если:

Во-первых, по мнению проверяющих, фирмы однодневки созданы не с целью получить прибыль от предпринимательской деятельности, а чтобы уклониться от уплаты налогов, заключить разовые незаконные сделки.

Во-вторых, если при регистрации таких компаний используют утерянные или похищенные паспорта. Как следствие, их «директора» или «учредители» даже не знают, что являются таковыми. Информацию же о реальных руководителях фирмы получить достаточно сложно.

В-третьих, однодневки имеют минимально допустимый законодательством уставный капитал. В частности, для обществ с ограниченной ответственностью это 10 000 рублей. На практике встречается, что уставный капитал компании формируют имуществом малой стоимости, например принтером.

В-четвертых, постоянно действующий исполнительный орган фирмы, как правило, не находится по месту государственной регистрации, или в качестве сведений о ее местонахождении заявлен несуществующий адрес. Хотя в действующем законодательстве не предусмотрена обязанность компаний иметь собственный офис, фирма должна оповещать инспекторов о постоянном месте нахождения своего исполнительного органа.

И, наконец, фирмы однодневки обычно не имеют на своем балансе имущества, финансовых вложений, ведут нерегулярную или недолгую по времени деятельность, не представляют в налоговую инспекцию отчетность либо сдают «нулевой» баланс.

Среди учредителей подобных организаций имеются «официальные учредители» – это те, кто указан в учредительных документах, и, которые, как правило, не знают об их существовании, и «теневые» – которые на самом деле всем руководят и «обладают необходимыми материальными ресурсами» и пользуются возможностями «однодневок».

В настоящее время такие компании - самый доступный и популярный инструмент сокращения налоговых платежей и вывода чистой прибыли. Однако доступность и видимая эффективность этого инструмента оптимизации налогов оборачивается высокими рисками для пользующихся им компаний.

И если крупные организации стараются не дискредитировать себя работой с системными фирмами, то у малого и среднего бизнеса нередко не остается другого выхода.

Для них "однодневки" – основной способ сделать налоговую нагрузку компании приемлемой. Причина в том, что крупным фирмам под силу разрабатывать сложные и дорогостоящие схемы оптимизации налогообложения. В то же время малому и среднему бизнесу не хватает средств, чтобы привлекать квалифицированных специалистов и защищать свои интересы в суде.

Более того, нередки ситуации, когда Ваши контрагенты используют фирмы-"однодневки" для получения денежных средств, полностью выводя свои доходы из-под налогообложения. В таких случаях, получая товар от постоянного продавца, Вы можете не знать о том, является ли Ваш контрагент "однодневкой".

Поэтому даже если Вы не используете схемы по оптимизации налогов с использованием «однодневок», нет никакой гарантии, что Ваш постоянный поставщик того или иного товара, фирма, которую вы наняли для выполнения, скажем, ремонта офиса, не окажется вдруг в глазах налоговой «однодневкой». Проконтролировать сдает ли Ваш контрагент отчетность с теми суммами, которые Вы ему заплатили, невозможно.

Как показывает практика сопровождения налоговых проверок, обжалования решений налоговых органов в судебном порядке, обезопасить себя на 100 процентов от претензий налоговых органов невозможно. Это же утверждение относится и к вопросу о том, можно ли себя обезопасить от взаимодействий с контрагентом-"однодневкой".

Однако, есть набор действий, при совершении которых Вы можете минимизировать риски по доначислениям налогов, а в случае, если они все-таки будут доначислены – по снятию в судебном порядке.

По сути, речь идет о построении системы налоговой безопасности, которая может состоять из 3-х элементов:

  • Внешний мониторинг;
  • Внутренний мониторинг;
  • Требования, предъявляемые к сотрудникам.

Внешний мониторинг, или «История» контрагента

Внешний мониторинг – это система оформления взаимоотношений с контрагентами, направленная на обеспечение налоговой безопасности путем сбора и анализа документов и информации о финансово-хозяйственном положении контрагента.

Для того, чтобы грамотно вести «историю» необходимо, прежде всего, разобраться в том, что из себя представляет Ваш контрагент.

Вы взаимодействуете с неподконтрольной организацией (возможно, однодневкой).

В этом случае «история» компании должна включать в себя:

  • Выписку из ЕГРЮЛ с датой, которая незначительно (1-2 недели) отклоняется от даты заключения договора. Желательно иметь выписку из ЕГРЮЛ на дату заключения договора. Если нет возможности получить выписку от контрагента – закажите ее сами. Закон «О государственной регистрации» это позволяет. Кроме того, в настоящее время планируется введение комплексного программного продукта, с помощью которого налогоплательщик может получить информацию о своем контрагенте из Интернета. Форма такой информации будет представлена в виде электронной выписки, а стоимость получения одной выписки будет составлять 250 рублей. Предполагается возможность «абонентского» обслуживания, когда предоставляется информация о текущих изменениях вносимых в ЕГРЮЛ в отношении той или иной организации;
  • Копию приказа о назначении генеральным директором лица, который подписывает договор. В случае, если это лицо действует на основании доверенности – копию данной доверенности;
  • Устав организации-контрагента.

Необходимо отметить, что данные документы также позволят Вам обезопасить себя от того, что сделка совершена неуполномоченным лицом, что позволит избежать Вам возможные претензии контрагента в рамках гражданско-правовых обязательств.

  • Если деятельность, осуществляемая Вашим контрагентом лицензируемая – необходимо получить копию лицензии с не истекшим сроком действия;
  • Если товар, который поставляется Вашим контрагентом, подлежит сертификации – у Вас должны оставаться копии таких сертификатов, экспертиз, справок, и т.д. Плюсом для Вас будет являться то обстоятельство, что Вы самостоятельно получили такие документы;
  • Желательно наличие документов, свидетельствующих о предварительной переписке с контрагентом, контактные данные лиц, с которыми осуществлялась взаимодействие и т.д;
  • Если юридический адрес местонахождения общества является адресом массовой регистрации, то необходимо зафиксировать сведения о фактическом адресе местонахождения;

При этом, следует учитывать, что в настоящий момент база данных об адресах массовой регистрации находится в свободном доступе на сайте ФНС России.

  • Не будет лишним также и указание в договоре на то, что продавец несет ответственность за правильность оформления счетов-фактур, и в случае их неправильного оформления он несет ответственность в размере НДС, не принятого к вычету налоговым органом;
  • Если Ваши отношения предполагают авансовую форму оплаты Вами товара, работы или услуги, необходимо наличие гарантийного письма о сроках и порядке выполнения контрагентом своих обязательств;
  • Большим плюсом при диалоге с налоговой будет являться наличие у Вас бухгалтерского баланса контрагента, в котором отсутствуют сведения о задолженности перед бюджетом, а задолженность перед кредиторами меньше дебиторской задолженности;
  • Нелишней будет и информация (в виде например служебной записки, распечаток из Интернета) о том, каким образом осуществлялся выбор контрагента, что повлияло на условия его выбора (меньшая цена, меньшие сроки доставки, удобство расположения, долгосрочное присутствие на рынке и т.д.);

Все эти данные являются «первичным», базисным комплектом документов, который не должен быть статичным (например, выписки из ЕГРЮЛ должны получатся ежегодно, или под какую-то крупную поставку, изменятся контактные лица при смене «менеджеров», обслуживающих Вашу организацию и т.д.).

Вы взаимодействуете с подконтрольной Вам организацией.

При взаимодействии с таким типом контрагента у Вас появляется лучшая возможность формирования «истории» взаимоотношений.

Однако, в таком случае, сбор информации о контрагенте не должен существенно отличатся от других «историй», чтобы не привлечь излишнего внимания налоговой инспекции. Во всем нужно знать меру и соблюдение грани, за которой начинаются подозрения во взаимосвязи с контрагентом – достаточно непростой момент, который зависит от целого ряда конкретных обстоятельств.

Внутренний мониторинг

Внутренний мониторинг предполагает разработку системы приказов, стандартов, инструкций, которые предписывают осуществлять взаимоотношение с контрагентами определенным способом. Например, в них может быть предусмотрено, что сотрудник, передающий документы (акты выполненных работ и т.д.) должен убедиться в том, что передает их сотруднику организации, потребовав у него доверенность. В случае, если у Вас организован пропускной режим можно записывать посетителей с указанием их данных и организаций, которые они предоставляют.

Требования, предъявляемые к сотрудникам

Закрепив те или иные требования в приказах, стандартах и инструкциях, необходимо ознакомить с ними сотрудников организации и следить за тем, чтобы ими выполнялись все требования.

Так, самым простым примером, может служить то, что менеджеры должны в полном объеме заполнять информацию о контрагентах, проверять правильность заполнения реквизитов счетов-фактур.

В целом, если мы говорим об определенной системе взаимоотношений между контрагентами, то, по нашему мнению, она должна разрабатываться индивидуально, в зависимости от характера действий, долгосрочности предполагаемых отношений и других существенных условий.

Остерегайтесь "однодневок"!

Мы с легкостью определяем все фирмы однодневки и готовы разработать индивидуальную безопасную схему работы с контрагентами непосредственно для Вас.

Для этого достаточно направить запрос на наш адрес и мы свяжемся с Вами

Связаться с экспертом

 

Центральный офис wiseadvice

Адрес: 115093, Москва, 1-й Щипковский пер., д. 20

Телефон: +7 (495) 998-22-95

При входе в здание для заказа пропуска позвоните нам по телефону: +7 (495) 998-22-95

  • Как добраться на автомобиле

    ТТК: Съехать с ТТК на ул. Б. Тульская, далее съехать на Подольское ш., при пересечении с ул. Павловская повернуть направо на 2-й Павловский пер., далее налево по ул. Дубининская до 1-й Щипковского пер. Доехать до дома 20.

    Садовое кольцо: Съехать на Б. Строченовский пер, повернуть на ул. Щипок, далее на ул. Дубининскую. Через 1-й Павловский пер. проехать до Павловской ул. Повернуть на 1-й Щипковский пер, доехать до дома 20.

  • Как добраться на общественном транспорте

    1-й вагон из центра, из стеклянных дверей налево, выход к Стремянному переулку. Далее идти до 1-го Щипковского пер., д.20. Также рядом расположены станции Павелецкая и Добрынинская.

Центральный офис wiseadvice

Адрес:109028, г. Москва, Земляной Вал, д. 50А/8,стр. 2, 15-й этаж

Телефон: +7 (495) 998-22-95

  • Как добраться на автомобиле

    Ехать по внутренней стороне Садового кольца. Не доезжая до моста через Яузу, в последнем доме перед съездом на Серебряническую набережную находится отделение WISEADVICE. Припарковаться можете вдоль Садового кольца и при съезде на Серебряническую набережную.

  • Как добраться на общественном транспорте

    Станция метро «Чкаловская», первый вагон из центра (либо станция метро «Курская» выход по направлению к переходу на Люблинскую линию). Необходимо пройти через турникеты и, повернуть налево, выйти на улицу. Далее поворачиваете направо и идете вдоль Садового кольца до подземного перехода. Переходите на противоположную сторону и продолжаете движение в том же направлении. Первый ориентир — аптека «Ригла». Второй — отделение банка «Возрождение». В следующем здании на 15 этаже находится отделение WISEADVICE.

Дополнительный офис wiseadvice

Адрес: 109456, Москва, Рязанский проспект, д. 75, корп. 4

Телефон: +7 (495) 998-22-95

  • Как добраться на автомобиле

    Из центра: на пересечении Рязанского проспекта и улицы Паперника развернуться на кругу и повернуть на улицу Паперника, после второй автобусной остановки, не доезжая моста, повернуть во дворы. Либо ехать дальше по улице Паперника, после моста объехать авто заправку и свернуть на улицу Вострухина, затем на 4-й Вешняковский проезд. С задней стороны нашего здания есть место для парковки. В центр: не сворачивая с Рязанского проспекта, проехать чуть дальше станции метро «Рязанский проспект», развернуться на круге, затем проехать в обратную сторону и повернуть на втором повороте.

  • Как добраться на общественном транспорте

    Станция метро «Рязанский проспект», первый вагон из центра, из метро направо, дойти до супермаркета, затем еще раз повернуть направо. Вы увидите две розово-серые башни. Клиентский отдел WISEADVICE находится в первой башне (ближней к шлагбауму) на 7-м этаже. С поста охраны на первом этаже необ ходимо позвонить по внутреннему телефону 1506, затем с документом, удостоверяющим личность, подойти к охране.к

Связь с экспертом

Возмещение НДС из бюджета (Возврат НДС)
Например: Борис Иванов
Телефон или e-mail

Офис в Санкт-Петербурге

Адрес: Синопская набережная 22, 4 этаж

Телефон: +8 (812) 426-31-11